САМОХВАЛОВ – Я КАЛУГИНОЙ любовался всегда. То, что она нарядилась, даже какую-то досаду вызвало. Он присоединяется к ее взрослой части автора и деятеля. В этом треугольнике Я, НОВОСЕЛЬЦЕВ и КАЛУГИНА я чувствую себя на равных и к обоим хорошо отношусь. Я сначала помогал НОВОСЕЛЬЦЕВУ из какого-то сопереживания. Когда я иду и рассказываю правду КАЛУГИНОЙ, я прямо ей в руки даю орудие какое-то. Сделай свой ход. То есть я сначала ему помогал, а потом ей.
НОВОСЕЛЬЦЕВ – То, что он рассказал КАЛУГИНОЙ, я абсолютно по-мужски это воспринимаю. Я уважаю его решение. Я его провоцировал «Ну что, ты не смог сказать правду?» Ну подожди, ты хочешь правду, да я тогда скажу всю правду. Мне кажется, что я получил по своей правде тоже.
КАЛУГИНА – Когда я прихожу вся такая красивая и наряженная, я чувствую себя очень живой. Во мне все двигается как-то. У меня нет того – полюбуйтесь мной. Я сейчас очень живая.
НОВОСЕЛЬЦЕВ - И я на это отреагировал. Увидел и побежал за билетами. Просто цветы цветут в моей душе. Я на самой высшей стадии любви и вдохновения.
КУЛАГИНА – Когда он меня куда-то вечером пригласил, а почему бы и нет. Такая живость и естественность. Рядом с НОВОСЕЛЬЦЕВЫМ мне вообще легко. Когда САМОХВАЛОВ говорит, что НОВОСЕЛЬЦЕВ решил за ней приударить, чтобы получить эту должность, у меня что-то в груди начинает побаливать немножечко. Я погружаюсь в себя. Я не думаю, что он меня предал. Я уже знаю какой он. Я уже очень прониклась к нему, к его естественной заботе, к трепетности. Я думаю о том, как ему оказывается тяжело с детьми, что он пошел на это. Он для меня остается близким и знакомым человеком. Мне давит в груди то, что я, как женщина, возможно, ему не интересна. Я назначу его начальником отдела легкой промышленности, а потом пойду и где-то поплачу. Я переживу. Но я ему сейчас отдаю то, что ему нужно. И в этом большая любовь моя к нему. Я душой как-то отдаю это. Но я так быстро не могу его разлюбить. Это мои чувства, когда я диктую ВЕРОЧКЕ приказ. А когда НОВОСЕЛЬЦЕВ говорит, что я ему дорога. Я себя чувствую ни на том, ни на том берегу. Я уже ушла на тот берег, где я оплакиваю эту потерю себя и его в моей жизни. А тут я как будто посередине реки. Не там, не там.
НОВОСЕЛЬЦЕВ радостный приносит ей билеты в цирк. Она сообщает ему о том, что назначает его начальником отдела. На что НОВОСЕЛЬЦЕВ интересуется, а почему таким тоном. А типа вы что, вы же этого хотели? Вот, получайте.
КАЛУГИНА - Я сейчас этим тоном и холодностью защищаю свое нутро. Там очень много. У меня защита включилась.
НОВОСЕЛЬЦЕВ – Когда я понимаю, что правда известна, я получил облегчение и решил идти до конца. Я понял, что это сдача САМОХВАЛОВА - я получил по тому же месту. У меня настолько все это обрывается внутри, мужское, женское, любовь, там все. Если до конца быть правдивым. Да, изначально это было так. Потом это поменялось. Мне сейчас не важно это назначение. Потому что с меня слазит эта роль, которая была натянута, что я не принимаю никаких решений, я типа такой мягкий, безынициативный сотрудник, как обо мне говорили сначала. Я начинаю писать заявление. Все, я типа валю отсюда. Я не знаю, куда дальше и как дальше, но мне хочется довести это дело до конца по-мужски.
КАЛУГИНА – Мне трудно, он все равно остается дорогим мне человеком. Я не могу это выключить так быстро. Когда он пишет заявление, он начинает от меня отдалятся и у меня инстинктивное движение его схватить. Но схватить я не могу. И я продолжаю играть в маску.
НОВОСЕЛЬЦЕВ – А у меня как будто захлопываются все мои чувства, которые были и остается один фасад. Я должен повести себя, как мужик. Надо сначала это все разрулить с правдой, а потом уже все остальное. Я не реагирую никак на ее выпады. Подпишите мне заявление и я пойду, все, до свидания. Мне не нужна эта должность.
КАЛУГИНА - Я в замешательстве. Я злюсь, сама не понимаю от чего. Каждый раз, когда он пишет заявление, когда он говорит об этом, когда он убегает, между нами что-то натягивается, как резинка и я бегу за ним. Я это делаю инстинктивно. Я не могу его отпустить. Я не могу от него оторваться.
Они спорят, НОВОСЕЛЬЦЕВ выбегает из кабинета, она бежит за ним. Он садится в машину. Она ломится в ту же машину. Водитель открывает ей дверь, она садится и бьет его, потом они начинают целоваться. Машина – это уже не ее территория и там НОВОСЕЛЬЦЕВ ведет себя, как мужчина.
НОВОСЕЛЬЦЕВ – У меня начинается оттаивание, когда я понимаю, что я ей нужен, что она действительно мне верит, что у меня есть к ней чувства.
КАЛУГИНА – Когда я через все помещение бегу за ним, я все ещё стараюсь сохранить свою маску. Я бегу, а между нами натягивается резинка. Он отдаляется и меня к нему притягивает. Я вообще ничего не могу с эти сделать. Когда он садится в машину, у меня ярость. Он что еще уехать сейчас может? От это ярости, что он может уехать, я начинаю его усиленно колотить. Сбрасываю на него свою ярость.
НОВОСЕЛЬЦЕВ - Я себя чувствую по-мужски - и открыто, и правдиво - и вот она правда. Я чувствую себя хорошо. Мужчиной, таким, цельным. Со стержнем. Я готов принимать решения, хоть это и сложно.
КАЛУГИНА - Я чувствую его руки, он мен обнимает, сдавливает меня руками и я сдаюсь. Истерика успокаивается.
Через 9 месяцев в семье Новосельцевых было уже 3 мальчика.
Вот такие чувства, истории и состояния линии КУЛАГИНОЙ и НОВОСЕЛЬЦЕВА раскрылись в нашей сюжетной расстановке по фильму «Служебный роман». Для нас это оказалось неожиданно, но было внутренне согласие с тем, что проявилось.
Удивила яркая и сильная военная история, в которую сначала они оба смотрели. Возможно скрытые обаяние и сила этого фильма в том, что через любовную историю он помогает уйти с войны, бинтует наши коллективные военные раны, дает эмоциональный проход к здоровой части. Через любовь, через правду, через смелость говорить правду. Через проживание этой истории, мы еще раз прожили освобождающее влияние правды. Она неудобная, говорить и признавать ее не просто, она каждый раз была большим шагом к сближению Людмилы Калугиной и Анатолия Новосельцева.
Очень по живому Рязанов показал, как через тонкие трещины психологических защит начинает пробиваться живое, настоящее и постепенно сплетается в тропинки навстречу друг другу, которые с каждой сценой становятся шире.
После нашей работы я пересмотрела «Служебный роман» уже совсем с другой глубиной понимания. Восприятие этой истории обострилось. Я ощущала трепетность в моменты их робкого сближения и уязвимости, а смешные места были еще смешнее.
История отношений САМОХВАЛОВА и ОЛЕЧКИ РЫЖОВОЙ требует отдельного рассказа. Там все совсем по-другому