КИНО ПРО ТЕБЯ
"Молчание ягнят"
Стенограмма сюжетной расстановки
КИНО ПРО ТЕБЯ

"Молчание ягнят"

СТЕНОГРАММА СЮЖЕТНОЙ РАССТАНОВКИ
Когда узнали, что добро – это добро, появилось и зло.
(Лао цзы)
В каждом из нас сидит зверь, демон , тот о ком не принято говорить вслух. От этого он становится более притягательным. Может поэтому фильмы о серийных маньяках в последнее время стали популярны? Возможно, они помогают зрителю перешагнуть через табу и заглянуть в свою тьму. Мы провели сюжетную расстановку по фильму "Молчание ягнят", чтобы узнать секрет его популярности и разгадать тайну притягательности фильмов о маньяках.

Участникам расстановки было интересно исследовать через этот фильм тему безумия, нормы и не нормы.

Социальные нормы диктуют нам что такое хорошо, что такое плохо. но в жизни не все однозначно. Неоднозначно оказалось и в нашей расстановке.
В сюжетных расстановках любимых фильмов мы не только исследуем скрытый сюжет. Присоединяясь к персонажу, участник может пойти свою трансформацию, получить новый проход. Поэтому это просмотр обладает ещё и терапевтическим эффектом. Дает ресурс или новый выход там, где его раньше не видел. И как в расстановках, никогда не скажешь, куда выйдем и что получим. так получилось и в этот раз.
Таблички в лесу, где пролегает полоса препятствий тренировочного центра Академии ФБР
История начинается в лесу. Кларисса М. Старлинг - курсантка академии ФБР, бежит по тренировочной полосе. Нам показывают указатели на учебной полосе препятствий - «Боль, агония, страдания люби их» ( Hurt, Agony, Pain. Love – it). Как бы предваряя историю, в которую нам предстоит окунуться.

Кларисса лучшая студентка на курсе. Её вызывает к себе начальник поведенческого отдела ФБР (ДЖОН КРОУФОРД), чтобы дать ей задание – разговорить преступника – ГАННИБАЛА ЛЕКТЕРА. В течении 8 лет его заключения никому пока не удалось этого сделать. КРОУФОРД не надеется, что удастся это КЛАРИССА. Но он пытается и пробует разные варианты.
КРОУФОРД руководит отделом поведенческого анализа ФБР, где изучают поведение серийных маньяков, чтобы использовать полученные знания для поимки других маньяков. В разработке отдела как раз находиться очередное такое дело. Маньяк, которого прозвали Буффало Билл. Он нападает на женщин, убивает их и срезает кожу с частей тела. Кроуфорд рассчитывает на то, что ЛЕКТЕР может помочь в поимке этого маньяка.
Кларисса впервые в кабинете Джона Кроуфорда.
КЛАРИССА – Я бегу, как будто меня кто-то преследует, и дышит мне сзади в спину. Я ничего и никого не вижу. Мои глаза закрыты. Мне очень страшно. Я бегу не только по полосе. Я бегу по жизни. Моя задача, убежать от ужаса и страха, который у меня за спиной. Я маленькая, беззащитная и бессильная. Все, что я могу, только бежать.

ЛЕКТЕР – Я чувствую много удовольствия от того, что у меня много власти. Меня боятся. Даже когда я надежно заперт, власти у меня больше, чем у тех, кто запер меня. Они закованы своим страхом. Я вижу, как этот страх окутывает их, как облака. От страха они много суетятся. Мне достаточно, даже будучи закованным, просто стоять. Они все равно будут трепетать передо мной. Если я пожелаю, я могу с ними сделать что захочу, даже не выходя из заточения.

КЛАРИССА – Я бегу с закрытыми глазами и не могу их открыть. Мне страшно увидеть, что вокруг.

КРОУФОРД – Я подросток. Я стою в какой-то серой мгле. Меня постоянно порет отец. Он беспробудно пьян. И у меня одна мысль в мозгу «Я стану человеком» Я стану человеком, которого будут уважать.
С этого начинается история у каждого своя внутренняя тайна.
Кларисса приходит в психлечебницу на встречу к ЛЕКТЕРУ.

КЛАРИССА – Я бегу, я убегаю. Для меня любая деятельность - это возможность что-то почувствовать кроме этого страха и ужаса. Мои глаза закрыты. Я никого не вижу. Не вижу и КРОУФОРДА. Бег – моя жизнь. Мне не страшно идти к ЛЕКТЕРУ. Самый большой страх – он у меня внутри. Я рада, что мне дали задание и я официально могу куда-то бежать. Мне страшнее всего остановиться. Я рада, что меня послали бежать. Когда меня никуда не посылают, я начинаю бегать сама.

ДОКТОР ЧИЛТОН, когда к нему приходит КЛАРИССА ощущает себя хищником, который увидел лакомство
Кларисса приходит в кабинет доктора Чилтону.
ДОКТОР ЧИЛТОН - Я облизываюсь. У меня поднимается энергия, глаз горит. Съел бы, в хорошем смысле слова, а не как ЛЕКТЕР (он пытается ней заигрывать и предлагает провести ночь в Балтиморе)

КЛАРИССА – Ты меня останавливаешь. Ты мне мешаешь. Я к тебе отношусь, как к препятствию. Я бегу. У меня есть определенная скорость моего бега. Как только я начинаю замедляться, мне страшно, что меня сейчас догонят и поймают. Когда ты меня останавливаешь, мне хочется от тебя побыстрее отделаться и бежать дальше.

ДОКТОР ЧИЛТОН – Во мне желание поиграть «Подожди-подожди»
Кларисса приходит к Ганнибалу Лектеру.
КЛАРИССА - Для меня это жуть просто. У меня мороз по коже. Я не могу ждать. Мне надо бежать. Бежать с определенной скоростью. Я уже настолько давно бегу, что не помню, когда я не бежала. Я нашла дистанцию, где между мной и тем, что меня преследует есть определенное безопасное расстояние. Образ жизни у меня такой – бежать. Если я остановлюсь, то меня могут догнать, и тогда случится что-то ужасное. Поэтому я стараюсь от тебя избавиться, чтобы не сбавить своей скорости убегания. Как ни странно, когда я пришла к ЛЕКТЕРУ, села на стул, я первый раз в своей жизни могу выдохнуть и не бежать. Я не чувствую от него опасности для себя. Как будто здесь в подвале, где зло заперто, я могу быть в безопасности. Я могу выдохнуть, но глаза у меня по-прежнему закрыты.
Первая встреча Клариссы и Ганнибала Лектера.
ЛЕКТЕР - Я смотрю «О, Кроуфорд прислал мне угощеньеце». Я вижу эту внутреннюю панику и дрожь. Мне интересно. Это не бутерброд на моей тарелке ещё пока. Но это то, что можно приготовить, и может даже потом и съесть. Мне доставляет удовольствие, наблюдать этот внутренний бег и прикоснуться к нему. Потому, что туда никого не пускают, а я могу пройти. У меня есть эта сила.

КЛАРИССА – Если честно, то я себя сейчас чувствую овцой. Тупой овцой. Которая встала. Она рассказывала о том, что она открыла загон, а овцы встали и никуда не бежали. Я сейчас такая оцепеневшая. Я знаю, что меня сейчас могут сожрать, а я стою, как парализованная. Я никуда не убегу. Я никуда не могу убежать.
ДОКТОР ЧИЛТОН – Когда говорил ЛЕКТЕР – меня начало тошнить. Фраза, которая крутится в голове из разряда «Вот ведь, тварь!» она относится в равной степени и к ЛЕКТЕРУ и к КЛАРИССЕ, потому, что эти двое друг друга начинают возбуждать ментально.
Микс бросил свою сперму в Клариссу.
КЛАРИССА – Я могу подойти, склонить голову перед ЛЕКТЕРОМ и предложить себя «Ешь меня» все, я никуда не убегу. Ешь меня.

ЛЕКТЕР - Это совсем не интересно. Съесть я могу кого угодно. А как же поиграть?

КЛАРИССА – Как ни странно, я просыпаюсь от своего анабиоза, когда Микс кидает в меня свою сперму. Я моментально просыпаюсь и становлюсь здесь и сейчас. Я перестаю быть овцой, перестаю быть маленькой девочкой, которая убегает. Я просыпаюсь и думаю «Я же агент ФБР. Я же преступников ловлю». В этом месте я неожиданно просыпаюсь от своего страшного сна, открываю глаза и оказываюсь в реальности Маленькая девочка никуда не делась. Она где-то во мне, внутри меня, но я уже взрослая. Я как двойная матрешка.
Первая встреча Клариссы и Ганнибала Лектера.
ЛЕКТЕР - Я вижу, что что-то сразу поменялось. Теперь я увидел не потенциальный кусочек еды. Это может быть кто-то интересный. Съесть можно кого угодно. Это не проблема. Проблема только в том, чтобы было интересно. И я чувствую определенный гнев, что это пробуждение не связано со мной. По этому поводу я планирую отомстить Миксу за то, что это сделал он, а не я. (Долго он тянуть не стал. Этой же ночью он довел его до самоубийства). Я удивлен этой новой части и даю сведения, чтобы подкормить ее. Она может быть интересной для меня. Я смотрю, будет ли она играть в мою игру? Вырастет ли она, пока будет играть? Разгадает ли она мои загадки?

ЛЕКТЕР дает ей первую загадку – разберись в себе, найди мою пациентку Ники Коста
КЛАРИССА - У меня очень ясный ум. Когда я открыла глаза и стала здесь и сейчас, я стала очень ясной и умной. Когда ты мне говоришь мне «Разберись в себе» я в себе-то как раз, я разбираться не буду. Потому, что страшно идти туда. Я даже не слышу это, как я с собой должна разобраться. Я ищу как решение рабочей задачи. Что значит, «разберись в себе»? Я буду искать это «разберись в себе» снаружи, в не внутри. Я очень рада, что ты мне дали подсказку и у маленькой девочки внутри меня снова появился повод куда-то бежать. Я одновременно и взрослая, с ясной головой и острым умом, и девочка, которая всегда бежит. Я включаю все свои способности - и интеллектуальные и беговые, и нахожу склад «Все в себе». Когда я ловлю эту находку, у меня меняется состояние. После того, как я проснулась, открыла глаза, я бегу уже не как жертва, которую кто-то преследует, а как охотник – на запах. То ли я от ЛЕКТЕРА заразилась. Он мне бросил что-то, а я побежала, нашла, принесла и говорю, ну вот. И тут начинается игра. «Ты это хотел? Вот. Давай». Тут во мне ещё какая-то взрослая часть включается. И говорит «Ну, вот, я вычислила, давай играть». Я очень собранная. Ты меня включил в какую-то игру.

ЛЕКТЕР - Так и есть.

КЛАРИССА – Я разгадала твою загадку, а расшифровала анаграмму Ники Коста (останки), я нашла на складе голову твоего пациента. Я тебе приношу свое решение и жду от тебя новых подсказок.

После того, как КЛАРИССА прошла проверку, справилась с его первой загадкой, ЛЕКТЕР сам спрашивает про дело Буффало Билла и предлагает свою помощь в его поимке взамен на то, что КЛАРИССА будет ему честно отвечать на личные вопросы. Так началась их игра «Вы мне - я вам».

ЛЕКТЕР – Я вижу, что моя задумка сделать развивающие игры удалась. Это прекрасно, потому, что эта игра моя и я этим наслаждаюсь. Я наслаждаюсь вдвойне, потому что с одной стороны, все идет по моему сценарию, это моя игра. Я ее придумал, а я могу сделать то, что я хочу, но при этом не только наслаждаюсь тем, что я гейм-мастер, но тем, что в этом процессе я выращиваю себе, если не подобие, то ...
Учитель и Ученик

КЛАРИССА – Смену, у меня идет - смену. Я вспомнила фразу, когда он спросил Клариссу «А что вы почувствовали, когда увидели голову в банке? Она ответила «Сначала страх, а потом эйфорию» меня удивила эта фраза в фильме, а сейчас я ее поняла. Я могу сказать – смену.

ЛЕКТЕР – Да. В какой-то мере я действительно заражаю ее своими какими-то качествами через эту игру, или убеждаюсь в том, что в нее и так это уже есть.

КЛАРИССА – Достойный ученик.

ЛЕКТЕР – Да. И тогда у меня есть повод играть по-честному. Потому, что вырастить талантливого ученика - это достойная награда

КРОУФОРД - Я почувствовал, что у меня отнимают Клариссу.

КЛАРИССА – да.

ЛЕКТЕР – да.

КЛАРИССА – Мы тебе вдвоем говорим – да.

КРОУФОРД – Это моя смена. Это я ее заметил. Это я ее пестовал. У меня отнимают мою смену.

ЛЕКТЕР – Такова жизнь.

КЛАРИССА – Формально я буду твоей заменой, а внутри я последовательница ЛЕКТЕРА. Я тебя сейчас вижу. Я буду правильным сотрудником ФБР. Формально. Но я буду нарушать правила, что собственно говоря я потом и делаю. Я буду нарушать правила так, как мало никому не покажется. Я из тех ФБРовцев, которые беспредельщики. Но я буду добиваться результата.

ЛЕКТЕР – У меня внутри так - «Моя девочка»

КЛАРИССА – Твоя-твоя девочка. Мы встретились. Я вижу в тебе учителя. Рыбак рыбака

ЛЕКТЕР – У меня даже гордость возникает, когда я вижу, что тут сумела, и тут.

КЛАРИССА - Я вижу в ЛЕКТЕРЕ своего Учителя. Я не вижу отца. У меня нет к нему никаких сексуальных порывов. Я вижу хорошего тренера по жизни. Когда он мне кидает вот эти задачки, он кидает ровно столько, чтобы я развивалась. Трудные для меня, но возможные, я с радостью ловлю эти задачи и бросаюсь их разгадывать. Для меня он тренер и учитель.
А в это время Буффало Билл крадет очередную жертву Кэтрин Мартин – дочь сенатора. Сенатор обращается по ТВ к Буффало Биллу, это обращение случайно видит КЛАРИССА и решает предложить ЛЕКТЕРУ за помощь в расследовании, улучшение условий его содержания – его уберут от Чилтона, он будет видеть и море и природу. Она выдает это как предложение ФБР, но на самом деле она блефует.
Лектер разгадал блеф Клариссы
КЛАРИССА – Я прихожу к ЛЕКТЕРУ со своим предложением, а он на него даже не клюет. Он видит меня насквозь. Ты вычислил, что блефую.
ЛЕКТЕР - Девочка же моя. Я в курсе, какие у меня стратегии. С чего бы это было обязательно правдой.
КЛАРИССА – Я перестаралась. Слишком красиво получилось.
ЛЕКТЕР – Понятное дело, что ЧИЛТОН не захочет меня отпустить. Вполне очевидно, что люди не будут заинтересованы дать мне что-то кроме той камеры в которой я нахожусь сейчас. Мой интерес в наблюдении природы людей. Поэтому, во-первых, я не поверил этому красивому предложению, во вторых, оно мне чрезвычайно выгодно. Оно взбесило ЧИЛТОНА. И от него поступило уже реальное предложение.
Вот такие многоходовки разыгрывает ЛЕКТЕР.

КЛАРИССА – Когда ты не клюнул на мой крючок, я окончательно убедилась, что ты точно мой Учитель. Мне еще у тебя учиться и учиться. Я, в принципе, не глупая девочка, но я такого Учителя в жизни не видела. Я увидела, как я лажанулась. Хитрее надо быть. Надо было сюда ЧИЛТОНА как-то включить, чтобы было похоже на правду. Сказать, что он в курсе или в деле. По меньше красивости и шоколадности. Про крачек зря сказала. Получилось, как к ребенку к нему отношусь. А в результате получилось, что я сама вру неумело, как ребенок. Я поняла и это учту. В следующий раз я буду врать и вплетать туда элементы реальности. Недоработала. Мне можно поставить пятерку за смелость и тройку за подачу и подготовку материала. Я в школе.

ЛЕКТЕР – Мне очень занимательно смотреть, как она старается. Я вижу, что растет.

ЧИЛТОН - У меня есть ощущение, что я потерял контроль над игрой. Я вынужден сделать свое предложение, чтобы не потерять ЛЕКТЕРА окончательно. Я не раскусил ЛЕКТЕРА. Он меня обыграл. Меня это бесит. У меня отнимают игрушку. Как у ребенка отнимают дорогую игрушку, на которую он долго собирал, может машину мыл, мусор выносил, может с собаками гулял. Накопил на дорогую игрушку, а ее отнимают. Из разряда - дали только пощупать, и сразу же забрали. ЛЕКТЕР у меня в лечебнице давно и я сам наверное не доработал, что он мне до сих пор не открылся.

КЛАРИССА – Я чувствую, что мы с ЛЕКТЕРОМ пара Учитель-Ученик. Пара очень крепкая, между нами не встать. Я из тех преданных учеников, который будет с Учителем до конца, не бросит его. Мы действительно образовали новую систему и ты за бортом. У нас очень крепкая связь. Я даже не думала, что может быть такая крепкая связь Учитель – Ученик.

ЧИЛТОН – Я не то, чтобы за бортом. Я вынужден играть в вашу игру. Меня это бесит.

ЛЕКТЕР – А я испытываю удовлетворение, потому, что это история про то, что ты думал, что я твоей игрушка, на самом деле этот ты был всегда моей игрушкой. Сейчас ты втянут в нашу игру, спровоцирован моей ученицей, верность и лояльность которой мне приятна.
Волк с волчонком
КЛАРИССА – Нас теперь двое против тебя. Я теперь как ЛЕКТЕР. Я полностью на его стороне. Молодой волчонок. Главное, я могу быстро бегать. И, в принципе, я умненький.

ЛЕКТЕР раскусил обман КЛАРИССЫ и не повелся на него, а предложил продолжить игру «Вы мне – я вам». Он просит ее рассказать про самое страшное переживание детства.

ЛЕКТЕР – Я вижу, что моя ученица старается и я собираюсь помочь ее продвижению, потому, что если она разберется в себе, то она сможет лучше владеть собой. А терпение и владение собой в ее работе, и вообще по жизни, очень важны.
Кларисса бежит.
КЛАРИССА - Терпение. Ты очень правильно сказал. Я лажанулась, потому что у меня не хватило терпения. Я бегу, бегу с одним темпом. Иногда на охоте нужно менять темп, менять тактики, а я выскочила из кустов раньше времени и спугнула птицу.

ЛЕКТЕР – Твоя внутренняя дрожь, которую я почувствовал при нашей первой встрече. Мне интересно узнать ее источник и посмотреть, что с этим можно сделать. Потому что не расставшись со своими страхами, ты так и будешь всю жизнь бегать. А так не пойдет.

КЛАРИССА – Согласна. Я постоянно бегу не понятно от чего. Бегу с одной скоростью. Ты задаешь мне вопрос про самое страшное в моем детстве. Я тебя расскажу всю правду, я тебя выбрала, как Учителя и я не буду тебе врать. Я рассказываю тебе все честно и искренне. Я не перед кем так никогда не открывалась. Я бы психотерапевту столько не рассказывала, наверняка меня и в приюте к психологу водили и в академии ФБР наверное у нас какое-то психологическое сопровождение есть. Я никому не говорила столько правды о себе, как тебе. Ты мой Учитель и я не могу тебе врать. Полное доверие тебе и уважение. При полном доверии и уважении у меня нет страха перед тобой. У нас какая-то другая связь.
ЛЕКТЕР – Когда я вижу такую откровенность, лояльность, внутри я собираюсь больше чем обычно и сосредотачиваюсь на терпении, потому, что нельзя выдирать такие ответы силой. Они должны быть даны добровольно. Для того, чтобы получилось то, что я хочу. И поэтому, я просто предоставляю свое включенное внимание. Не такое же наверное, как у терапевтов, но может быть с большим даже участием, чем в ситуации терапии, как ни странно.

КЛАРИССА – Большее участие, потому, что я дала тебе открытый прямой доступ к себе. Я перед тобой все свои защиты убрала. Ты задаешь мне вопрос, я отвечаю так, как оно есть. Как оно звучит у меня внутри.

ЛЕКТЕР – Я чувствую эту подобранность в связи с этой ситуацией тоже начинаю играть с ней честно.

КЛАРИССА – Да, у нас с тобой очень равноценный обмен. Я ещё вот что поняла - насколько я включена в ситуацию, насколько я к ней серьезно отношусь, настолько и бонусы. Хочешь получить много - много отдай. Ты меня как бы натаскиваешь и учишь. Прямо какой-то животный баланс. Несправедливость, наверно, она есть только в мире людей. Статусы, все это. А у нас с тобой волчья стая. И ты меня учишь каким-то базовым, животным вещам. Я чувствую нас как волк и волчонок.
Джон Кроуфорд
Когда КРОУФОРД, когда слышит все это, принял для себя неприятное решение. Ему горько. Он потерял КЛАРИССУ.

КРОУФОРД - Если она не моя по сути, то я ее буду юзать и при этом прикрывая от начальства. Любовь-ненависть и потребительство.

КЛАРИССА – Ты впервые сказал себе правду. Ты с самого начала юзал меня. Ты отправил меня к ЛЕКТЕРУ, как приманку, чтобы я добыла у него информацию про Буффало Билла и приносила тебе ее на блюдечке. Ты только сейчас понял, что ты меня просто используешь. И это круто, что понял. Ты не раскрыл мне всей информации по делу и твои цели относительно меня. Если бы ты был со мной с самого начала честен, я бы осталась с тобой. Я как подросток. Подростки нюхом чувствуют, кто насколько с ними честен.
КРОУФОРД – Здесь двойственный момент. С одной стороны, ты для меня боевая единица, из разряда ты мой солдатик. Я как хочу, так и буду тебя юзать. С другой стороны, я не сразу тебя разглядел. Сейчас появилась какая-то любовь, потому, что редко мне попадаются такие умненькие солдатики.

КЛАРИССА – ЛЕКТЕР тоже меня юзает, но юзает честно. Он этого не скрывает. Когда мы с ним говорим, здесь и сейчас мы в контакте тотально - он меня видит, и я его вижу. Он учит меня быть тотальной. А ты когда со мной, ты частично со мной, а частично ещё в какой-то истории. Ты видишь только солдатика, но не видишь меня полностью, какая я есть. Между выбором солдатик я или человек, я выбираю человеческий контакт. ЛЕКТЕРА я выбрала потому, что он в меня вкладывает больше, чем ты.

КРОУФОРД – Потому, что он вне системы, а я в системе.

КЛАРИССА - Да понятно это все. Я понимаю тебя и понимаю свой выбор. Быть в системе под твоим началом, это быть недокормленной. А он меня докармливает своим вниманием. Вниманием в темные мои области. Он вроде задает жесткие прямые вопросы, но он задает их не убивающе, и я готова раскрываться и говорить искренне. Как хирург, который режет, но не зарезает. Как опытный хирург. Да больно. Но потом становится легче. И свободнее жить.

КРОУФОРД – У меня сейчас такая злость. Ты паршивый стажер, у тебя одно дело, я тебя выбираю, я тебя натаскиваю, а у меня таких, как ты целый отдел. Меня ещё руководство «любит» со всей своей страстью. И прокуратура терзает, и власти терзают, и все требуют результата.

КЛАРИССА - Да понимаю я все. На тебе много, твое внимание в разные точки расфокусировано. А у ЛЕКТЕРА внимание все на меня. Я все пытаюсь примерить – отец/не отец, Нет, я не чувствую отцовского, чувствую – Учитель. Понимаешь, у меня жажда обучения. Я очень благодарна, что ты мне даешь возможность. Если бы не было тебя, я бы с ним не встретилась, но ты не удовлетворяешь полностью мой голод по информации, по росту, по адреналину, по напряжению. А он удовлетворяет. Ну потому, что у него кроме меня никого нет. Может, если бы он был в социуме, мне тоже бы не хватало его внимания. А тут мне так повезло, что он заперт, и я могу этого внимания и менторства наесться вдоволь. Я и тебя понимаю, я благодарна, что ты организовал мне такую встречу. Считай , что ты меня просто на стажировку отправил. К другому ментору. И он будет делать это за тебя.

КРОУФОРД – Мне хочется сказать "Значит так, слушай сюда. Жопу прикрою, уважать буду. Но на какое-то снисхождение в отношении тебя, не рассчитывай. Все, вопрос закрыт".

ЛЕКТЕР – Все играют в мою игру, такой ништяк.

ЛЕКТЕР просит КЛАРИССУ рассказать о самом страшном событии своего детства. Она рассказывает ему про смерь отца. В обмен она это он дает ей новые подсказки по поиску Буффало Билла.
Два волка
КЛАРИССА - Когда я перед тобой раскрываюсь, рассказываю очень личные вещи о себе, моя связь с тобой усиливается. И преданность к тебе усиливается. Я как будто часть своей души тебе под ноги кладу. Близость возникает. Не та, что между мужчиной и женщиной. Рассказав про смерть отца, я как будто завещала тебе свою правую руку. Я вижу тебя как Учителя. Как старого матерого волка, который учит жить и охотиться молодого волчонка. Я сейчас вижу такую картинку. Матерый волк ловит добычу, слегка ее придушивает и отпускает. Жертва бежит, но не так быстро. А я бегу за этой полупридушенной жертвой, типа у меня охота, я ловлю. Когда волк видит, что жертва убегает, он снова ее ловит, снова слегка придушивает, чтобы та не так быстро убегала. А я бегу изо всех сил за ней, догоняю, потом ловлю, типа я поймал. Я молодец, щенок волчонка. А ты ну да, молодец, поймал. А сам весь процесс контролируешь. Чтобы жертва никуда не убежала.

ЛЕКТЕР – Когда Кларисса честно отвечает на мои прямые вопросы, я действительно ощущаю, что ее доверие ко мне растет. Но я то ей на личные вопросы не отвечаю. У меня есть понимание, что нужно грамотно придушивать эту добычу и очень правильно скармливать ей информацию, по кусочкам, чтобы ее лояльность росла, чтобы она была все ещё мною захвачена. В этом есть и какая-то стратегия. Какое-то интуитивное звериное понимание. При этом я по прежнему радуюсь тому, что я вижу, что смена моя растет. Да это работает. Я разумно подхожу к этому обучению. Мне нужно правильно дозировать и похвалу.

ЛЕКТЕР дает КЛАРИССЕ подсказку, что Буффало Билл считает, что он трансексуал. Пусть она поищет в клиниках по смене пола.
ЧИЛТОН договорился с сенатором о более комфортном для ЛЕКТЕРА заключении в обмен на помощь в поимке маньяка и спасении ее дочери. ЛЕКТЕРА везут в Теннеси на встречу с сенатором. Он называет имя маньяка. Но то, что это ложное имя догадалась только КЛАРИССА, которая научилась понимать иносказательный язык ЛЕКТЕРА и смогла расшифровать анаграмму имени, как сульфат железа (ложное золото).

КЛАРИССА обманным путем прорывается через охрану к ЛЕКТЕРУ. Она научилась у него отвечать не отвечая на вопрос. Ее спросили – «Вы с доктором Чилтоном работаете?» Она отвечает (врет) «Я с ним сейчас разговаривала». Но говорит это так, что охрана понимают ее ответ как «Да» и пропускают ее к ЛЕКТЕРУ. Она вне закона прошла. При встрече происходит очередной акт обучения.
ЛЕКТЕР – Я ожидаю появление КЛАРИССЫ, потому что уровень ее преданности и заинтересованность в деле очень высоки, а обучение ещё не закончено. Я дожидаюсь ее, даю последний урок и только потом сбегаю и начинаю убивать. Когда она приходит, я продолжаю задавать вопросы, потому, что ещё не все ещё было проговорено, не от всего душевного груза КЛАРИССА избавилась. Мне важно услышать этот последний ответ.
Лектер передает Клариссе дело.
КЛАРИССА – Я прорываюсь к ЛЕКТЕРУ и происходит очередной акт передачи. Я чувству, что мне не обязательно говорить с ним, а просто должна быть рядом с ним, в его поле. И тогда информация от него переходит ко мне пакетами. Я полем с него снимаю. А когда ЛЕКТЕР передает мне дело и касается меня пальцем, первый и единственный телесный контакт - все, я инициирована. Мое обучение закончилось. Он потом только звонит поздравить меня с окончанием академии. Легким прикосновение он передал мне всю оставшуюся информацию. В меня она, как электричество вошла. По идее, я тот же ЛЕКТЕР. Людей я есть точно не буду, но я их вычислять их буду на раз два. Мне это очень пригодилось, когда я встретилась с Буффало Биллом. В темной комнате, маньяк и я его застрелила. Там во мне включилась вся волчья природа. Я не видела маньяка, но я чувствовала его каждым волоском. Я была реальным животным.
Портрет Клариссы с ягненком, нарисованный Лектером.
КЛАРИССА – В этот раз я рассказываю детскую историю про ягнят. Каждый раз, когда я тебе рассказываю про себя, я как будто снимаю с себя тяжелые камни. Это как очищение. Без них мне бежать легче. Ты так слушаешь то, что я тебе рассказываю, с принятием и без оценок. «Да это так. Да это факт». Я тебе рассказываю, и проговоренное уходит из меня и я могу бежать дальше налегке. Когда надо бежать – я бегу. Я теперь могу не просто бежать с одной скоростью. Я могу останавливаться, ждать, выбирать момент. Теперь мне не страшно остановиться. Как будто я убегала именно от этой истории про ягнят. Убегала и никак не могла убежать. Сейчас я могу бежать с разными скоростями. Я так долго бежала, что делаю это очень хорошо. Мышцы натренировала. Бег - моя жизнь. Я складываю перед ЛЕКТЕРОМ свое тяжелое, камни, которые у меня внутри. Раньше это для меня было ценностью, а сейчас, когда рассказала, уже не ценно. Взамен он дает мне что-то большее. Другую ценность. Другую жизнь. Жизнь на свободе, на свежем воздухе, во множестве вариантов этого огромного мира. Здесь столько всего – и шелест листы, и добыча под каждым кустом. Я все таки волчонок. Вернее, уже молодой волк.

ЛЕКТЕР – В какой-то мере я думаю о том, что в моих интересах, чтобы КЛАРИССА убила Билла. Это станет для нее инициацией. Она поймет, что она волк, а не ягненок. Когда я спрашиваю про ягнят по поводу того, замолчат ли они. Мне действительно интересно.

КЛАРИССА – Самое интересное, что они замолчали после того, как я тебе рассказала эту историю. Сбросив этот груз дальше я уже плыву по новому руслу жизни. Я реагирую на события новым и естественным для себя образом. Моим финальным душевные усилием стал рассказ про ягнят. Он стал важный волевым актом моего внутреннего очищения. Сейчас до меня доходит задним числом, что ты меня вел к тому, чтобы я убила Буффало Билла, не поймала, а именно убила. И этим я становлюсь такая же, как ты.

ЛЕКТЕР - Да. Но ты можешь быть свободна. Ты можешь выбирать.

КЛАРИССА – Во мне осталась ещё социальная часть. Для этой социальной части убийство человека, даже если он маньяк – это страшно. Но для моего истинного нутра, природного – это естественно. Ты волк, а я охотничья собака. Собаки же произошли от волков. Я такая хорошая собака-поисковик. Меня пусти по следу - я все найду.

После ухода Клариссы, Лектер рисует ее портрет с ягненком. Заказывает себе второй ужин - жаренные ребрышки ягненка с кровью. Символическим образом съедает ее детский страх Клариссы. Завершив обучение КЛАРИССЫ, он сбегает. Он убивает жестоко убивает охранников, дав волю своему внутреннему волку, и вырывается на свободу. Сбегает с помощью ручки, оставленной у него в камере доктором ЧИЛТОНОМ.
Доктор Чилтон в камере у Лектера.

ЧИЛТОН – Ручку в камере я оставил не случайно. Таким образом я пытался перехватить контроль над игрой, в которую меня втянули. Я намеренно нарушил правило, которые сам же и установил – ничего не вносить в камеру к ЛЕКТЕРУ. Я нарушил его, чтобы перевести игру на другой уровень. По сути, я такой же садист. Такой же маньяк. И как любой маньяк, я не люблю, когда игра идет не по моим правилам. Поэтому, держи ручку, а дальше поиграем. Я нарцисс. Это видно по моей одежде и по тому, как я себя веду. И тут у меня отнимают мою любимую игрушку и вовлекают в чужую игру. Меня это бесит. Неужели вы думаете, что я, глава огромной психиатрической лечебницы, где у меня есть крыло для самых опасных преступников, случайно нарушил бы свое же правило?

ЛЕКТЕР – Я вспоминаю эту сцену, где эта ручка лежит на одеяле. Я смотрю и понимаю, что тут идет какая-то игра. Ну поиграем. В этом плане у меня предвкушение.
История с ручкой
ЧИЛТОН – Меня бесит, что ЛЕКТЕР со мной не то чтобы не делится, что он не меня выбрал в ученики. Я хочу вскрывать черепные коробки на раз-два. Я хочу уметь. А меня, опытного доктора, со статусом, меня предпочли какой-то соплюшке, стажерке. Бесит, что меня считают глупее. Даже не глупее, а менее достойным.

ЛЕКТЕР – Для меня ЧИЛТОН со всем своим нарциссизмом, самоподачей, своей клиникой безумно скучен и предсказуем. А КЛАРИССА будет рыть землю, пока сама не закапается, но будет. Поэтому, она может удивлять.

ЧИЛТОН – Меня, разрывает на тысячу маленьких Чилтонов, потому что я хочу и у Лектера учиться, и остаться столпом общества.

ЛЕКТЕР – В Клариссе я вижу больше потенциала.

ЧИЛТОН - Я не ожидал, что игра пойдет так. Я не принял все меры предосторожности, чтобы ЛЕКТЕР не сбежал. Я думал, что смогу держать ситуацию под контролем. Я повысил уровень игры – перешел на другой уровень, не будучи готов к этой игре сам. Я как истинный нарцисс себя переоценил и поплатился за это. Я хотел быть опасным, как ЛЕКТЕР, или столь же влиятельным на подсознательном уровне. ЛЕКТЕР гипнотизировал людей своим влиянием. Вот это гипнотизирующее влияние я и хотел у него взять. И умение вскрывать черепные коробки. Убивать и есть людей я не собирался. Я столп общества, влиятельный человек и не готов расставаться со своим статусом. Я не могу, как ЛЕКТЕР дать волю своей природе. У меня это игра на разрыв. Я хочу остаться и значимым для общества и уметь то, что умеет ЛЕКТЕР. Для меня это вопрос влияния и власти.
Джон Кроуфорд поздравляет Клариссу с окончанием Академии ФБР.
КЛАРИССА – Во время погни за Буффало Биллом у меня сложились все пазлы. Убив его я стала полноценным агентом ФБР. А внутри, по своей сути - я ученица ЛЕКТЕРА. Я как он.

КРОУФОРД - Я окончательно поставил точку, что буду юзать КЛАРИССУ финальным рукопожатием. Я не погладил ее, как это сделал ЛЕКТЕР. Если бы я прикоснулся к ней с таким участием, как он, может она бы и вернулась ко мне. Но мое рукопожатие было официальным, формальным и холодным. Этим рукопожатием я провел границу в наших отношениях. Может она бы и вернулась ко мне, если бы я проявил больше тепла и участия. Но я принял решение, что нет. Я не буду душевно в нее вкладываться, а буду использовать ее, как инструмент. Как служебную собаку.

Этот момент выбора показан в финале – сухое поздравление и рукопожатие КРОУФОРДА, а в это время на телефоне КЛАРИССУ ждет ЛЕКТЕР. И говорит ей, что «Мир с ней гораздо интересен, чем без нее»

КЛАРИССА – Я служебная собака. Я буду пытаться играть по правилам. Но душой я с ЛЕКТЕРОМ. Он для меня человек, который поставил меня на ноги, как профессионала.

ЛЕКТЕР – Если волк захотел служить, то, конечно, да.

Вот так развернулся в нашей сюжетной расстановке скрытый пласт фильма
"Молчание ягнят"
Кларисса М. Старлинг, становится агентом ФБР. С помощью Лектера она избавилась от своих страхов и боли и приняла свою природу.
История Буффало Билла и Его жертв не раскрылась в этой работе. Возможно это была второстепенная линия, чтобы развернуть отношения Клариссы и Лектора и процесс ее становления как агента ФБР.
Скрытый слой фильма ещё раз показал, что ФБР (полиция и другие органы правопорядка) и преступники – это люди одной породы, просто волей судьбы оказались по разные стороны закона.
быть в курсе
Подпишись на рассылку расписания сюжетных расстановок.
Напиши свой любимый фильм, и я запланирую сюжетную расстановку по нему.
Хочу
КОНТАКТЫ